Отказ в получении разрешения на работу в Беларуси

Отказ в получении разрешения на работу в Беларуси

Многие наниматели не желают принимать на работу иностранных граждан. Отчасти это связано со сложной процедурой их приема на работу. По законодательству Республики Беларусь обязанность получения специального разрешения на осуществление трудовой деятельности для каждого работника возложена на его нанимателя. Без получения такого разрешения работодатель попросту не может трудоустроить иностранца.

Необходимость в получении разрешения на работу

Такие правила распространяются на иностранцев, у которых нет разрешения на постоянное проживание или вид на жительства в Беларуси, за исключением отдельных, предусмотренных законодательством, категорий граждан.

К гражданам, для которых нет необходимости в получении разрешения на осуществление трудовой деятельности относятся, например, граждане стран, входящих в состав ЕАЭС; иностранцы, которые получают высшее образование в белорусских вузах или уже получившие и работающие в течение 1 года после окончания по своей специальности; лауреаты международных премий; резиденты Парка высоких технологий и другие. Данный список граждан закреплен в Законе «О внешней трудовой миграции» и в международных соглашениях Республики Беларусь.

Размещение вакансии в «Общереспубликанском банке вакансий»

Подача всех необходимых документов в подразделение по гражданству и миграции соответствующего исполнительного комитета совсем не гарантирует обязательное получение разрешения на работу.

Главный принцип трудовой миграции в Республике Беларусь – это охрана рынка труда. Для начала следует понимать, что прием на работу временно проживающих иностранцев возможен в случае отсутствия подходящих кандидатов среди граждан Республики Беларусь или постоянно проживающих иностранцев на вакантную должность.

В связи с этим, первым шагом, который должен совершить наниматель будет принятие необходимых мер для поиска кандидатов среди вышеупомянутых категорий граждан. Одна из таких мер – подача информации о наличии вакансии в комитет по труду и социальной защите соответствующего исполнительного комитета. Форма информирования и сама процедура подачи вакансий детально регулируются установленными законодательством формой для подачи сведений и Инструкцией по заполнению сведений о наличии свободных рабочих мест (вакансий).

Информация о наличии вакансии должна размещаться в АИС «Общереспубликанский банк вакансий» на срок не менее 15 рабочих дней. Только по истечению данного срока можно обратиться с подачей заявления на выдачу специального разрешения.

Прежде чем выдать заключение о выдаче или отказе в выдаче специального разрешения, соответствующее подразделение по гражданству и миграции направляет запрос в орган занятости. Самой распространенной причиной получения отрицательного заключения органа занятости как раз и является несоблюдение 15-дневного срока нахождения сведений вакансии в общереспубликанском банке вакансий.

Важно понимать, что данная процедура не должна быть формальной, то есть по вакансии могут обращаться кандидаты, а также их могут направлять на собеседование сами органы занятости. Если наниматель 3 и более раза необоснованно откажет в приеме на работу белорусам или постоянно проживающим в Беларуси иностранцам (с необходимой квалификацией), которые направлялись для трудоустройства подразделением по труду, занятости и соцзащите исполнительного комитета, то в выдаче положительного заключения о выдаче разрешения будет отказано.

Только после данного этапа, если сотрудник среди белорусов не был найден, можно обращаться с заявлением и иными документами за выдачей разрешения на работу для иностранного гражданина.

Причины отказа в получении разрешений

Из года в год количество отказов в выдаче разрешений на привлечение иностранной силы и специальных разрешений на осуществление трудовой деятельности увеличивается, чтобы не остаться без разрешения на работу, рассмотрим, на что обращают внимание государственные органы при выдаче такого разрешения.

Существуют альтернативные и безусловные основания для отказа в выдаче разрешения на работу в Республике Беларусь.

Первой причиной отказа может стать не прохождение проверки на то, действительно ли работодатель задавался вопросом поиска работников среди граждан Беларуси, а именно, подана ли информация в комитет по труду о вакансиях, на которые претендуют иностранные граждане.

Вторая причина – наличие белорусских специалистов, которые бы хотели занять соответствующую вакансию, а также подходят по запрашиваемым параметрам.

Данные меры обусловлены увеличением безработицы в Республике Беларусь и попыткой решить данную проблему в стране.

Также получить разрешение мало шансов у нанимателя, который предоставил недостоверные данные или документы в Департамент по гражданству и миграции или нарушил законодательство о трудовой миграции.

Личность иностранного работника играет также немаловажную роль, так, если претендующий на должность иностранец состоит в списке лиц, въезд которых запрещен или нежелателен на территорию Республики Беларусь, то разрешение на работу здесь он не получит.

Запрет на въезд – это не разрешение въезда в Беларусь на определенный срок с указанием точной даты действия такого запрета. Получить запрет въезда можно даже не зная об этом, а узнать только на границе при очередном въезде в Республику Беларусь. Запрет можно получить за совершение административных правонарушений, например, нарушение правил дорожного движения, нарушение общественного порядка, хулиганство и так далее.

Нет шансов и у работника, осужденного в Республике Беларусь и лишенного права занимать определенные должности или заниматься деятельностью, которую ему предлагает работодатель.

Самой абстрактной причиной отказа может стать охрана интересов национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц. Такая причина отказа не поясняется законодателем. При отказе по такой причине, работодатель не сможет более точно узнать, что именно послужило поводом для отказа, так как все документы по данному вопросу являются засекреченными.

Среди причин, по которым нанимателю могут отказать в получении разрешений будет гражданская принадлежность иностранца к неблагоприятной в миграционном отношении стране, или если иностранец более 5 раз в течение года подвергался административной ответственности.

После устранения той или иной причины, по которой был получен отказ, наниматель может попытаться подать документы, необходимые для получения разрешения на работу, снова. В случае, если срок действия разрешения заканчивается, то один раз его можно продлить путем подачи необходимых для продления документов в исполнительный комитет.

Ответственность за работу без разрешения

Если наниматель допустит иностранного гражданина, на которого не получено специальное разрешение, к работе, то ему грозит понести административную ответственность. Кодексом об административных правонарушениях за такой проступок предусмотрено предупреждение или штраф размером до 20 базовых величин. При очередном нарушении данной нормы, штраф возрастает до 30 базовых величин. 

Работник, привлеченный к труду без разрешения, в свою очередь также может привлечься к административной ответственности. В первый раз ему грозит предупреждение или штраф в размере до 50 базовых величин, но возможна даже депортация из страны. При повторном совершении такого административного правонарушения иностранным гражданином, в качестве ответственности может быть выбран штраф в 10 – 100 базовых величин с депортацией или без, а также просто депортация без штрафа. На практике уже при первом нарушении иностранцем миграционного законодательства, работник-иммигрант будет отправлен домой органами внутренних дел Республики Беларусь.

Исходя из данной статьи, можно сделать вывод, что законодательство строго подходит к вопросам трудовой миграции, прежде чем подавать документы для получения спецразрешения, лучше сначала убедиться, нет ли причин для получения отказа, а также приняты ли должные меры по поиску сотрудников среди граждан Беларуси.